15 дек. 2010 г.

Как разработать стандарт

Стандартизация деятельности - отличительный признак промышленного предприятия. Чем меньше стандартов используется в компании, тем более кустарной  является работа компании, вне зависимости от цены оборудования.

Масааки Имаи на лекции сказал, что компания обязана создавать стандарты, обеспечивать их исполнение и постоянно их совершенствовать.

И действительно, из всей кучи регламентирующих документов, которые я понаписал за свою жизнь, реально работали только те, которые проходили через этот цикл. Как только пропадал механизм контроля за соблюдением стандарта, деятельность разваливалась. Особенно ярким свидетельством этого для меня служит функционирование системы корпоративной отчётности в холдинговой компании Парнас. Отсутствие надзора за системой через 6 месяцев приводило к её фактической ликвидации и невозможности восстановить в прежнем виде, несмотря на наличие людей и методической базы.

Производственные процессы без постоянных усилий по соблюдению стандартов неизбежно деградируют. Об этом говорит и 6 сигм, и тот же Имаи :)

Как мне удавалось разработать самые эффективные стандарты чужой работы?
Практически никогда не получалось сесть и просто задать нормативы работы, кроме самых простых процессов. Обязательно упускал какую-нибудь существенную для работы ерунду. Дьявол в мелочах :)

Мой алгоритм правильного составления стандарта примерно такой:
  1. Сформулировать для себя критерии эффективного выполнения процесса. Согласовать их с получателем результата и понять, в чём он готов двигаться, а в чём нет.
  2. Сесть вместе с исполнителем и аккуратно записать то, как работа должна происходить.
  3. В голове или на черновике сформировать структуру документа и требования к нему.
  4. Обсудить с исполнителем проблемы, которые возникают в работе.
  5. Решить эти проблемы и добиться либо изменения процесса на практике, либо изменения требований к результату.
  6. Изложить то, что получилось на практике, со всеми согласовать и утвердить стандарт.
  7. Ещё месяца 2-3 отслеживать, какие проблемы возникают и скорректировать либо работу, либо стандарт, либо и то и то. 
Это сложная методика, в ней 7 пунктов. Она предназначена для стандартизации существующего процесса. Методика создания стандарта для нового процесса проще и состоит всего из 2-х пунктов:
  1. Полностью внедрить процесс и добиться его стабильного исполнения.
  2. Записать то, что получилось. Это и есть хороший работающий стандарт. :)
Написать для нового процесса инструкцию из головы, а потом пытаться ей следовать или заставлять кого-то это делать для меня практически запрещённый вариант работы.

То, к чему я пришёл через годы проб и ошибок оказывается полностью соответствует философии кайдзен: сначала наладьте работу, а потом её стандартизируйте. Наверное, я в детстве читал не те книжки....

Комментариев нет:

Отправить комментарий